Борьба с дизартрией


У Максима диагноз псевдобульбарная дизартрия средней степени. Последнее время у него опять появилось слюнотечение, постоянно приоткрыт рот, словарный запас перестал расширяться, начали  то пропадать, то появляться звуки, а возможности посещать логопеда-дефектолога у нас нет  и поэтому я решила попробовать стать логопедом-дефектологом.  Нашла в интернете магазин по продаже логопедических зондов для массажа и заказала набор из 12 штук по методике Новиковой .                  

                                                                                                                                           Вот ссылка где заказывала http://logozon.org.ua/catalog/%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%8B-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5.html Пока я ждала посылку, скачала книги по этой методике и изучила их Скачать:  https://yadi.sk/d/0bau07w2jgbbS Как только зонды были у меня сразу занялась массажем. По профессии я операционная медсестра и для меня овладеть инструментами оказалось легко. Сложного в методике нет ничего, главное следовать правилам изложенным в книге, тем более вся методика в картинках. Делаю зондовый массаж щёк, губ, языка, подъязычной уздечки, носогубного треугольника.  Так же занимаюсь зондовым массажем предплечья рук для коррекции тонкой моторики. На всё это у меня уходит 60 минут в день. Чтобы ребёнок не скучал, включаю записанные на телефоне детские стишки, короткие сказки и песни из мультфильмов. Первое время мне помогал муж, а теперь я сама приспособилась. Один день за 2 недели делаю перерыв. Как обрабатываю инструменты:в инструкции к инструментам написано стерилизовать спиртом ( на Украине спирт только по рецептам в аптеке), я нашла выход: мою инструменты детским мыло, потом промываю под проточной водой и стерилизую в обычной домашней электропароварке 10 минут.               

Положение тела при зондовом массаже языка
                                          
Положение тела при зондовом массаже предплечья рук

                                                                                                                                        Результат я увидела на четвёртый день, когда сына отказался пить компот из поилки, а захотел пить из чашки. Он и раньше пробовал, но постоянно поперхивался и обидевшись на чашку отказывался вообще пить. Я подумала, что и на этот раз будет так же, но сына быстро, большими глотками и ни разу не поперхнувшись опустошил чашку. С речью всё продвигается медленнее. У Максима укороченная уздечка языка. И ещё я поняла насколько у него плохо развиты мимические мышцы и плохо подвижен язык. Не получается сложить губы дудочкой, надуть щёки, подуть с закрытым ртом, улыбнуться с закрытым ртом, высунуть язык при открытом рте,  поднять язык к нёбу при открытом рте, сложить язык в трубочку, облизать верхнюю губу,почти постоянно приоткрыт рот, а как скажешь закрыть прикусывает нижнюю губу, при попытке дотронуться до языка зондом, язык тут же скручивается, не может надуть щёки, вытянуть губы дудочкой.                                                   Массаж я начала 29 октября. Что изменилось в артикуляционном аппарате за 2 месяца. Хорошо получается высунуть язык и при закрытом и при открытом рте, громко цокает языком, облизывает верхнюю и нижнюю губу, при улыбке рот закрыт и губы растянуты, поднимает язык к нёбу открыв рот, научился пить из трубочки, слизывать с тарелки варенье и выталкивать изо рта не понравившуюся еду, рот чаще закрыт, чем открыт, слюнотечение в первые дни усилилось, а потом стало минимальным, при надавливании зондом на язык - он лежит спокойно во рту. Из разговорной речи: очень много непонятного, но периодически прорываются чёткие слова и предложения: собака, иди ко мне, возьми меня себе, поигай( поиграй) со мной, пальчик, белый, чёный(чёрный), музыка, пультик, мала ляля, зайка, гуляй, не знаю. Из сложных слов говорит первые 2-3 буквы.                                                                                                                 Что изменилось в тонкой моторике рук. Движения рук стали целенаправленными, хорошо открываются ладони, пропал младенческий хватательный рефлекс ладоней, открывает обе ладони полностью, начал играть своими руками, перекладывает предмет из одной руки в другую, левая рука( более спастичная) задействуется при играх, хороший упор при стоянии на корточках в течении 5 минут, при сидении за столом упирается на локти (раньше прижимал к туловищу).                                                        Дополнительно занимаемся  артикуляционной гимнастикой перед  зеркалом:                                          Движения нижней челюсти:1. Удерживая рукой подбородок производим движения челюсти вправо-влево, вверх-вниз. 2. Активные движения -открывание и закрывание рта; щёлкание зубами, удержание рта открытым под счёт.                                                                                                                                              Упражнения для развития движения губ: 1.Удержание губами различных предметов (пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра. 2.Вытягивание сомкнутых губ - возвращение в нормальное положение. 3.Вытягивание губ хоботком - растягивание губ при сжатых челюстях. 4.Вытягивание губ - растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях. 5.Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу). 6.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к зубам. 7.Прикусывание нижней губы верхними зубами. 8.Вытягивание верхней губы за нижнюю. 9.Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.                                 Когда ребёнок научится смыкать губы, надувать щёки, тогда можно будет перейти к упражнениям по воспитанию ротового выдоха: дуть на ватку, полоску бумаги, пёрышко.  Упражнения направленные на развитие подвижности языка:                                                                                                 1.Для выдвижения языка вперёд к губам ребёнку протягивается конфета или нижняя губа намазывается вареньем. 2.Для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем. 3.Для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами или намазать сладким уголок рта. 4.Для поднятия кончика языка дотрагиваться карамелькой до верхней губы. 5.Прикусывание кончика языка. 6.Поднятие языка за верхние зубы. 7.Присасывание языка к нёбу сначала при закрытом рте, затем при открытом рте. 8.Дутьё на распластанный язык ( после того как была выработана правильно направленная струя воздуха). Воздушная струя массирует язык, увеличивая его эластичность.                                                                               Когда ребёнок начал с удовольствием выполнять мои просьбы и команды добавила ещё вот такие артикуляционные упражнения: 1.Окошко - открыть рот, как на звук (а) и удерживать 10 сек. 2.Сопилка - зубы сомкнуты, вытянуть губы вперёд, создав по середине отверстие как на звук (у) и удерживать 10 сек.  3.Лопата - улыбнуться, высунуть широкий язык, распластать его на нижней губе и удерживат 10 сек. Повторить 2-3 раза. 4.Краска - приоткрыть рот и ,,покрасить,, языком твёрдое нёбо, верхние зубы. Губы и нижняя челюсть должны быть не подвижными.                                                                  Упражнения для рук:                                         1.Отстукивание ритма с небольшим интервалом ( быстро - умеренно - медленно) 2.Игра ,,Хлопай как я,, Хлопнуть 1 раз - ребёнок повторил, хлопнуть 2 раза - ребёнок повторил. 3.Покажи: кулак - ладонь - ,,зайчика,,

Массаж для укрепления силы рук. Во время массажа в небольшом количестве можно использовать массажное масло. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью, грецкими орехами, колючими бигудями, массажной щёткой для волос. Массаж проводить в течении 5 – 10 минут. Массаж является несложным, но весьма эффективным методом для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на развитие артикуляционного аппарата. 1) Массаж пальцев. Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик, начиная от их кончиков в последовательности от мизинца к большому пальцу (рис.12) Спиралевидные движения большого пальца взрослого по раскрытой ладони ребёнка; во время массажа двигайтесь от середины ладони к основаниям пальцев малыша, затем переходите на внутреннюю  сторону большого пальца (2 – 4 раза на каждой ладони) (рис.2)  3) Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребёнка: движения выполняйте по направлению от кисти к локтю (6 – 8 движений на каждой поверхности рук) 4) Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребёнка одновременно (за исключением большого пальца (2 – 4 раза на каждой руке)   5) Точечные нажатия большим и указательным пальцами  на середину каждой фаланги пальцев ребёнка по направлению от кончиков к основанию  6) Отведение и приведение большого пальца ребёнка в трёх направлениях: вперёд-назад, направо-налево, по кругу. 

  • Максиму сейчас 5 лет 10 месяцев. Чем сейчас занимаюсь с ребёнком. Расслабляющий массаж мышц лица руками, зондовый массаж лица и языка; массаж рук своими руками и зондами; развитие мелкой моторики рук. Ребёнок повторяет за мной русский и ураинский алфавит, кроме букв Ж,Л, Р. Повторяет слоги и короткие слова. Длинные слова полностью не говорит, а сокращает. Что говорит: вот, тут, там, где, что, он, она, туда, сюда, мне, меня, тебя, ещё, надо, не надо, буду, не буду, дай, иди, уйди, газ, свет, тот, этот, вава, каша, больно, нога, ухо, плохо и ещё очень много коротких слов. Составляет короткие предложения: Я буду спать; Я буду играть, а Катя будет спать; Я буду мыться я пахну фу; Папа я буду ааа; Баба иди сапать.Смотря телевизор комментирует увиденное: кино, мультик, дядя, тётя, мальчик, кухня, музыка. Повторяет всё услышанное по телевизору и в быту. Как я учила слогам и словам: говоря слог прошу смотреть на мои губы, а потом повторить слог. Слова проговариваю по слогам и так же прошу повторять за мной, а потом говорю всё слово целиком и  повторить за мной. Максим точно может сказать чем хочет заниматься, очень догадливый. Научился кривляться в своё отражение в зеркале. Слюнотечение появляется только когда очень чем то увлечён. Большой прорыв в речи произошёл 5 месяцев назад с рождением младшей сестрички (в 5 лет 5 месяцев)                                                                                                                                                                       


                 Наконец-то мне удалось заснять видео как разговаривает Максим. Здесь ему ровно 7 лет. С этого (2015 года) нас приняли в школу. Занятия будут проводиться по индивидуальной программе  дома. Теперь Максим самостоятельно может предлагать тему разговора, комментировать происходящее, заниматься воспитанием сестрички. Все наши ежедневные занятия очень хорошо повлияли на развитие речи младшей дочери. Она заговорила в 1,1 годика эхолалической речью (как эхо повторяла всё услышанное), а в 1,1 годика самостоятельно начала строить короткие предложения, в 1,7 годика заговорила длинными предложениями.
Расслабляющий логопедический массаж лица по Дьяковой                   Зондовый массаж лица по Новиковой                    Зондовый массаж языка для отработки звука ,,р,,                        Гимнастика языка при помощи кукурузных палочек
                                                                                                                           Сейчас Максиму 7 лет 11 месяцев. Три месяца назад наконец-то у ребёнка появился мягкий звук ,,р,, и ,,л,, Ему так понравилось появление этих звуков что он старается постоянно говорить слова с этими звуками. Начало получаться выговаривать  длинные слова по слогам. За год обучения в 1 классе на дому по индивидуальной программе выучил весь алфавит, читает короткие слова, считает до 60, решает примеры до 10, хорошо работает с картинками, 20 минут внимательно слушает учителя (потом перерыв) Начал понимать о чём идёт речь в мультиках и с удовольствием их смотрит. 

3 комментария:

Juli комментирует...

Здравствуйте Julianna! Меня зовут Юлия. Моему ребенку тоже поставили диагноз ДЦП и еще много других сопутствующих диагнозов, в том числе и дизартрия. Нам 2 года, мы не говорим (никогда не агукала и не гулила), не можем есть жидкую пищу с ложки (все вытекает изо рта), плохо жуем (больше это похоже на перетирание пищи языком об небо), постоянное слюнотечение, рот в спокойном состоянии приоткрыт, а при спастике всего тела рот широко открыт. Веду все к тому, что вдохновившись вашей историей и вашими результатами, я тоже приобрела массажные зонды и изучила книги Новиковой, но мне не совсем ясно какие именно упражнения подходят именно нам, ведь в книге при описании каждого упражнения не указано для расслабление оно или же наоборот для поднятия тогуса. Не могли бы вы подробней написать какие упражнения делали вы?!

julianna комментирует...

Здравствуйте,Юлия.Я делала массаж чётко по книгам. Исключала те приёмы массажа которые технически не получалось сделать и вообще не делала массаж языка пальцами рук - язык невозможно было захватить постоянно ускользал.Всеми 12 инструментами не пользуюсь, на лицо максимум за один раз 5-6 зондов. Когда овладела зондовым массажем добавила расслабляющий массаж лица по книге Дьяковой -скачать бесплатно Е.В.Дьякова ,,Логопедический массаж,, https://yadi.sk/d/TppydEGsjnvfG Сначала делаю массаж по Дьяковой, а потом уже зондовый массаж. За один сеанс массажа провожу массаж: щёк, губ, языка по 2 приёма массажных движений. Распечатала книги и сразу отложила те страницы которые мне пока не понадобятся. Чтобы не путаться что сделано а что нет ставлю отметку на тех страницах по которым массаж уже сделан. Удачи Вам!

Juli комментирует...

Спаибо огрмное за оперативность ответа и за то, что находите время делиться своим опытом - он безценен!